При проведении социально-гигиенического и медико-организационного исследования 180 семей подростков, больных бронхиальной астмой (БА) было выявлено, что в каждом пятом случае (20,6%) родители не проявляют заинтересованности в лечебном процессе, в связи с чем затруднены партнерские взаимоотношения «пациент – врач». В 44,5% наблюдений имела место гипероценка степени тяжести БА подростка со стороны родителей и недооценка в 3,2%. Отмечено положительное влияние занятий в астма-школе на участие родителей и самого подростка в лечении и контроле за течением заболевания.
Применение психодиагностических методик (опросник АСВ, цветовой тест Люшера, методика Рене-Жиля) у 50 детей в возрасте 12 лет, посещавших занятия астма-школы позволило констатировать, что в семьях больных детей выявляется нарушение процесса воспитания в семье. Отмечена гиперпротекция, фобия утраты ребенка, воспитательная неуверенность, недостаточность требований-обязанностей. Негативные модели семейных отношений выступали источниками, провоцирующими неблагоприятное течение БА. Для детей, больных БА, в отличие от здоровых сверстников, характерным были высокий уровень тревожности, отгороженности, более высокий уровень фрустрации и агрессивности, присуща меньшая общительность в группе сверстников.
Динамическое двухлетнее наблюдение за течением БА у детей, которые посещали занятия астма-школы в 12-летнем возрасте, продемонстрировало положительное влияние обучения на параметры самоконтроля БА и повседневной активности, выявлены заметные улучшения в сфере личностных взаимодействий с другими людьми и некоторых характеристик поведения, что способствовало социальной адаптации в подростковом возрасте.
Таким образом, учет психологических особенностей подростков и особенностей внутрисемейных взаимоотношений, проведение психокоррекционной работы, привлечение к участию в образовательных программах детей в предпубертатном периоде способствует достижению более высокого комплайенса и более благоприятному течению БА в подростковом возрасте.